|
|
|
|
Норвежский джаз в Ярославле и Москве
|
[11.11.2000]
|
|
|
|
Вплоть до конца 80-х история норвежско-советских джазовых контактов была
скупа событиями, и появление норвежских джазменов в СССР носило эпизодический
характер. Однако у нас побывал (в середине 70-х, по линии Общества дружбы)
даже Ян Гарбарек, всемирно известный саксофонист и флагман норвежского
джаза. А во времена перестройки и в Норвегии стали регулярно выступать
"наши" - например, пианист Михаил Альперин (он в конце концов даже переехал
в Норвегию и живет там и сейчас). К нам же в тот период приезжали такие
звезды, как певица Карин Крог (выступавшая дуэтом с британским саксофонистом
Джоном Сермэном), пианист Ларс Шестен и др. Объективный факт: норвежский
джаз - давно состоявшееся направление в джазовом искусстве, охватывающее
множество стилей и интересных сплавов. Опираясь на американскую джазовую
традицию (боп, ладовый джаз, фри) и на богатство и разнообразие национального
фольклора, норвежский джаз являет миру порой совсем непредсказуемые звучания,
не укладывающиеся в клишированные представления о джазе. Фолк-джаз обернулся
в Норвегии мощным и популярным движением, став одним из наиболее значительных
вкладов этой страны в музыкальную культуру XX века. Автор этих строк,
давний поклонник скандинавского джаза и энтузиаст его продвижения на российскую
сцену, выступил с инициативой проведения в России Дней норвежского джаза,
заручившись поддержкой Йона Шьердала, директора одного из самых представительных
североевропейских фестивалей - Nattjazz, проходящего в норвежском Бергене.
Идею проведения Дней с энтузиазмом поддержал и творческий руководитель
Ярославского джазового центра (и бессменный директор Ярославского джаз-фестиваля)
Игорь Гаврилов. Несмотря на все организационные сложности и помехи, Дни
состоялись в Ярославле и Москве 19-21 октября. В столичную программу входило
выступление дуэта Эйрик Хегдал - Торд Густавсен на открытии выставки бергенского
скульптора Стига Рострупа Кристиансена, а также концерты квартета Сигурда
Улвесета в "Ле Клубе". Ярославские концерты проходили 19-20 октября в
120-местном зале городского Джазового центра. В первый вечер выступил
квартет басиста Сигурда Улвесета, играющий в напористой и пластичной пост-боповой
манере. Помимо лидера, в квартете играют еще две норвежские звезды. Это
Кнут Риснес, знаменитый саксофонист, обладатель многих джазовых наград,
и пианист/композитор Даг Арнесен. Четвертый участник коллектива - маститый
американский барабанщик Адам Нуссбаум, игра которого, возможно, обогатилась
новыми нюансами благодаря вращению в скандинавской джазовой среде (в 90-е
он часто гастролировал и записывался с музыкантами из Швеции - трубачом
Андерсом Бергкранцем, контрабасистом Ларсом Даниэльссоном и др.). В Ярославле
квартет Улвесета особенно разыгрался ко второму отделению, почувствовав,
что аудитория достаточно "завелась". Были сыграны и авторские пьесы Дага
Арнесена, и классика (Монк, Дэвис...). Второй вечер вообще оказался в
какой-то мере сюрпризом и для аудитории, и для норвежского камерного (назовем
так) дуэта. Первоначально пианиста Торда Густавсена приглашали и ожидали
с лиричной вокалисткой Сири Яре. Однако вместо "джазовых объятий" на сцене
состоялось "джазовое рукопожатие". Партнер Густавсена - сопрано-саксофонист
Эйрик Хегдал - и сам лидер, руководитель очень продвинутой, эксцентричной
и харизматичной группы New Dingobats Generation. С Тордом он составил
высококлассный дуэт. Примечательно, что музыканты не так уж часто играли
вместе (оба заняты в многочисленных проектах). Наверное, оттого их продолжительные
импровизации, полные контрастов, нюансов, темповых сдвигов и неповторимого
колорита, звучали так свежо. Временами проскальзывали фольклорные попевки,
временами - матерый густой блюз, искусно оттененный романтическими интонациями.
Одним словом, они открыли аудитории креативность более молодого поколения
норвежской джазовой сцены: Торду - тридцать лет, Эйрику - 25 (впрочем,
оба они уже зрелые мастера). Оба - академически подготовленные музыканты,
окончившие джазовое отделение консерватории в Тронхайме. Знатоки традиции,
полные новаторских идей, они играли не просто виртуозно, не просто растворялись
в телепатическом взаимодействии, но вызывали восторг у публики именно
непредсказуемостью своих построений. Так что "бисов" было еще больше,
чем на предыдущем концерте - так покорила ярославскую аудиторию эта светлая,
исполненная юмора (особенно при цитировании - иногда атональном - джазовой
классики от Армстронга до Жобима) музыка. Прошедшие Дни норвежского джаза
- не старт наших джазовых отношений с этой северной страной, но продолжение
их на более высоком уровне. Остается поблагодарить тех, кто оказал поддержку
этому мини-фестивалю: ярославского генпартнера, МП "Старый город", Королевское
посольство Норвегии в Москве и координатора норвежского джаз-десанта,
директора фестиваля Nattjazz Йона Шьердала, также присутствовавшего в
Ярославле.
|
|
|
|
|
|