|
Очередной (пятый по
счету) приезд в Россию американского саксофониста и композитора Майка Эллиса,
по его словам, в основном посвящен подготовке предстоящего следующей весной
исполнения и записи в Москве его большого сочинения для симфонического оркестра,
вокалистов и джазовых солистов, первую (из трех) часть которого (под названием
"Volga Song") он исполнял в мае этого года на московском фестивале "Альтернатива".
Однако в процессе работы над этим сложным и интересным произведением Эллис,
конечно, нашел время поиграть со своими постоянными российскими музыкальными
партнерами. 20 октября Майк играл в Калуге вместе с саксофонистом Олегом
Киреевым и его новой группой Music Band. Наши читатели, вероятно, помнят,
что два этих саксофониста начали сотрудничать год назад и тогда проехали
по нескольким российским городам с туром под названием "Противоположности
сходятся". Под этим названием проходил и их концерт в Калуге, устроенный
местным организатором-подвижником Олегом Акимовым (кстати, Олег еще и превосходный
классический гитарист). Эллис, Киреев и Music Band (Тигран Григорян - клавишные,
Дмитрий Ли - бас-гитара, Сергей Остроумов - барабаны) играли в гостеприимном
помещении картинной галереи, куда собралось около двух сотен калужских любителей
джаза. Интересно, что еще два года назад город считался совершенно мертвым
в джазовом плане, и, как бы в подтверждение этого тезиса, на концерт "Джазовой
провинции" 1999 года (кстати, с участием того же Майка Эллиса) в местную
филармонию пришло шестьдесят человек. Теперь же ситуация быстро меняется,
не в последнюю очередь благодаря деятельности Олега Акимова, а также пропаганде
джаза, развернутой на УКВ-канале "Ока" местного ГТРК ведущей Натальей Тереховской.
Кстати, Олег и Майк в день концерта дали интервью Наталье в прямом эфире
"Оки". Концерт состоял из двух отделений, в первом из которых звучала в
основном музыка Эллиса. Мощный грув Music Band выгодно оттенял напряженное,
острое звучание двух саксофонов. Если год назад Киреев и Эллис играли в
два сопрано-саксофона, то теперь в большинстве композиций Олег играл на
теноре, что позволило создать интересные сочетания голосов двух инструментов.
Во втором отделении Олег исполнил со своей группой несколько тем из своего
нового альбома "Love Letters", основанных на сочетании мощного звучания
фьюжн и различных этнических элементов. В последней из сольных вещей Киреева
на сцене вновь появился Эллис, добавив к звучанию группы голос совершенно
необычного и незнакомого даже присутствующим музыкантам инструмента - диджериду.
Полая деревянная труба, музыкальное орудие австралийских аборигенов, органично
влилась в ритм "Татарского танца". В финале вновь звучала авторская музыка
Эллиса - калужане не хотели отпускать гостей. Даст Бог, на джазовой карте
страны еще одним флажком станет больше: во всяком случае, всего за полтора
года Калуга обзавелась небольшой, но очень тонко чувствующей и понимающей
аудиторией для такой музыки. А главное - есть энтузиасты, готовые эту музыку
подвигать на свой музыкальный рынок. 23 октября Майк Эллис играл в Ярославле
вместе с проектом "Второе приближение" пианиста Андрея Разина. "ВП" потому
и называется "проектом", а не "ансамблем", что представляет собой открытую
формацию, где к ядру (Разин вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь
Иванушкин) присоединяются те или иные солисты. Майк уже не один раз выходил
на сцену со "Вторым приближением" и даже записал с ними альбом "Ex Tempore",
который буквально через несколько дней выходит в Германии. Теперь музыканты
планируют участие Майка в записи своего нового альбома, для которого уже
готовы треки с участием еще одного саксофониста (кстати, Олега Киреева).
В рамках подготовки к этой записи и был организован концерт в Ярославле,
прошедший в гостеприимных стенах городского джазового центра. В первом отделении
концерта, который вел специально приехавший для этого из Москвы джазовый
журналист Михаил Митропольский, "Второе приближение" играло свою обычную
программу - частично вошедшую в выходивший на "Богеме" альбом "Пьеро", частично
- в выпущенную только что в "Русской серии" раннюю запись Разина и Иванушкина.
Ярославская публика в очередной раз доказала свою репутацию искушенной и
сопереживающей музыкантам аудитории и ко второму отделению, когда к "ВП"
присоединился Эллис, буквально стояла на ушах. Апофеоз наступил, когда Майк
втроем с Разиным и Иванушкиным играл записанную ими год назад (и выходящую
теперь на альбоме "Ex Tempore") пьесу с добрым русским названием "Зона":
после прихотливых извивов этой ломаной, угловатой темы под оглушительную
овацию из-за кулис на сцену к музыкантам вышел... милиционер. Вполне курехинско-чекасинский
поворот событий! Какая разница, что милиционер этот - саксофонист оркестра
ярославской милиции! Для шоу момент был просто феерическим, а уговорила
милиционера Толю выйти на сцену Татьяна Комова, в "Зоне" не занятая и потому
стоявшая за кулисами. Что значит - пела с Чекасиным. Такой опыт даром не
проходит. Кстати, милицейский саксофонист Толя на следующее утро добросовестно
явился - в форме и с саксофоном - на проводимый в джазовом центре мастер-класс
Майка Эллиса и продемонстрировал незаурядные способности, после чего Майк
долго и подробно разбирал с ним проблемы дыхания и свинга. Оказалось, что
Толя учился в Российской академии музыки им. Гнесиных одновременно с Игорем
Иванушкиным и прибежал вечером на концерт, увидев фамилию Игоря в афише.
|
|
|