Что искать?
Кого искать?
В разделе:
Стать автором
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Предыдушие      Список авторов      Следующие
Из истории ярославского джаза
Последние 10 статей
   9 негритят…
   Из истории ярославского джаза
 06.09.2000  Either/Orchestra вдруг попал в Ярославль
   Из истории фестивалей ''Джаз над Волгой''
   
   
   
   
   
   
      Трудно писать точно и правдиво о том, что было четверть века назад. К тому же, объективности может помешать причастие автора этих строк не только к этим событиям, но и нахождению его часто внутри происходившего. Но начинать когда-то надо, тем более, что многие факты и их детали по прошествии времени остаются в памяти все меньшего количества лиц. Автор будет искренне признателен за дополнения и исправления возможных неточностей. Таким образом, будет проявляться ИСТОРИЯ джаза в Ярославле в печатном виде.
      Было также трудно определить пункт отсчета этой самой ИСТОРИИ. Автор решился пойти не совсем с начала. (Был искус начать с создания первого джаз-клуба в ЯГПИ в 1967 году. Или с открытия первого в СССР абонемента "Джаз и песня на современной эстраде" при клубе "Гигант" в 1971-72 годах. Или…)
       Но решено было остановиться на 1974 годе, ибо с этого времени, по признанию не только ярославцев, начался некий связный период, позволивший нам гордиться Ярославлем как одним из крупнейших джазовых центров в стране.
      Безусловно, о предтече мы тоже расскажем, но попозже. Ведь ничто не рождается на голом месте! Итак, приступаем.
      Как уже говорилось выше, в Ярославле заметным явлением было проведение 12 концертов (из них 7 джазовых и каких! В.Сермакашев, В.Пономарев, В.Клейнот, И.Вайнштейн,… А зал клуба "Гигант" переполнен: это 1200 мест!) абонемента "Джаз и песня на современной эстраде". И как великолепное завершение абонементного цикла - концерт одного из лучших биг-бэндов мира под управлением трубача Thad (Thaddeus Joseph) Jones и барабанщика Mel (Melvin) Lewis (Sokoloff). До сих пор остается загадкой, как всесильный в то время Госконцерт нашел на карте СССР наш город и вставил его в маршрут этого великолепного оркестра! Ведь мы знали, что Ярославль в силу отсутствия аэропорта и близкого расположения от Москвы был изначально обречен на отсутствие каких-либо гастролей звезд, так как лишний проезд опять через Москву всегда вел к удорожанию всей акции (даже в годы дешевой колбасы, если таковая присутствовала, столица нашей Родины не была дешевым местом, особенно для иностранцев, которые, как лица второго сорта вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания, дискриминировались более дорогими ценами на разного рода услуги, в т.ч. на гостиницу, авиабилеты и т.п. Кстати эта "добрая" традиция сохраняется и сейчас). Концерты прошли (все действо проходило во Дворце спорта Ярославского моторного завода, который уже стал иметь железную крышу. А аппаратуру для концертов предоставил руководитель эстрадного оркестра "Радуга" из Рыбинска Аркадий Шацкий) и наступила легкая пауза.
      В 70-х в том же "Гиганте" работала Студия традиционного джаза под руководством фаната и знатока диксиленда, тромбониста и педагога Владимира Николаевича Сизова, известного среди народа под именем "Кулиса". Имея редчайшие концерты на своей базе (так раньше говорили), музыканты мечтали о выступлениях где-то и в других местах. И вот автор этих строк договаривается о проведении полновесного джазового концерта в Ярославском государственном университете. Надо сказать, что в то время еще многие относились с приличной опаской к жанру музыки под названием джаз. Было на слуху высказывание великого пролетарского писателя Максима Горького о том, что джаз - это "музыка толстых" (только сейчас стала известна с хорошей долей правдивости версия о том, что писатель-гигант просто имел свои личные проблемы). Поэтому на концерт музыки, бывшей в то время у нас синонимом свободы и демократии (а официально как бы и отсутствующей, "чуждой строителю коммунизма"), легче было "приподнять" студенческую аудиторию. И не просто любую, а именно из ЯрГУ, собравшему в первые годы своего становления (ЯрГУ начал свою новую жизнь только в 1970 году) на наш взгляд самую продвинутую, как сейчас говорят, часть молодежи (да простят мне эти слова студенты тех лет других вузов Ярославля!). Действительно, они учились в УНИВЕРСИТЕТЕ, а другие - в ИНСТИТУТАХ! (Как сейчас хорошо: все вузы либо университеты, либо академии. Во как!) Итак, мы пришли договариваться о дате и месте проведения концерта в комитет комсомола ЯрГУ (в то время культурным досугом в учебных заведениях ведал комсомол. В этом месте, на наш взгляд, партия сделала гигантскую ошибку! Ведь комсомольцы вузов тех лет были очень деятельны и любознательны. Если б это было всегда!)
      Концерт был назначен на 14 марта 1974 года в актовом зале ЯрГУ на Красной площади. Кроме всего прочего, в комитете ВЛКСМ нам обещали заплатить аж 40(!) рублей (кстати, это были первые деньги в джаз-клубе). Волновались музыканты, волновался и автор этих строк, которому выпала честь быть ведущим этого концерта. А что такое ведущий джазового концерта в нашей стране? Это человек, который должен, не нарушая программы, давать разъяснения слушателям о том, что джазовая музыка - это не "музыка толстых", как говорил Великий, а совсем наоборот, "музыка обездоленных негров-рабов из американских штатов" так в этом преуспели такие видные музыковеды страны, как Владимир Борисович Фейертаг, Алексей Николаевич Баташев, Леонид Борисович Переверзев, Аркадий Евгеньевич Петров, Ефим Семенович Барабан и другие). Поэтому шла активная подготовка, штудировалась вся мыслимая (очень скудная) литература и т.п.
      Придя в ЯрГУ, мы удивились, что зал был полон! Этого мы, честно сказать, не ожидали. Далее сам концерт. Сперва был диксиленд, потом биг-бэнд, затем комбо (малый состав) под руководством студента Ярославского медицинского института (кстати, в нем учился легенда ярославского джаза, саксофонист и композитор Геннадий Алексеевич Комаров. Там же, в меде, были ансамбли, игравшие в то время музыку достаточно близкую к той, которую мы сейчас называем джазом) саксофониста Александра Сташенко и, в конце концов, опять биг-бэнд. Был полный контакт со зрителем. Мы увидели воочию, что зритель правильно чувствует музыку, и когда закончился концерт, появилось ощущение того, что жалко бросать такого слушателя. У ведущего инстинктивно вырвались слова (которые, кстати, изменили и его жизнь): "Кто хочет, чтобы джазовые концерты и далее проходили в нашем городе, кто хочет, чтобы в нашем городе проходили фестивали джаза, кто хочет, чтобы в Ярославле был джаз-клуб, - прошу остаться!". И ушел с музыкантами из зала. Вернувшись, мы обнаружили, что в зале осталось более ста человек! Что далее делать? Попросили всех переписаться на листочках бумаги (к радости будущих исследователей истории джаза, списки живы и, надеюсь, будут выставлены в музее джаза). Мы же пообещали ревнителям джаза, что на следующем концерте (пришлось его на ходу запланировать) доложим свои мысли по продвижению к созданию джаз-клуба.
      Помню, что весь следующий день на своей работе автор провел в параллельных раздумьях: кроме решения основной задачи по воспитанию подрастающего поколения в духе коммунистической морали, стоял чисто русский вопрос: Что делать? Действительно, что дальше делать с этими самыми списками пожелавших открытие в Ярославле джаз-клуба? Хорошо, что у нас была кое-какая информация о том, как это происходит в некоторых других городах. В первую очередь, имеются в виду уставы данных объединений. И что интересно отметить, преобладающее большинство их (клубов) поддерживалось (хотя бы формально! Прошу обратить внимание на это внешне не очень красивое слово. Если задуматься, то, как раз здравой формальности часто и не хватало) местными комитетами ВЛКСМ (чаще ГК, реже ОК, еще реже РК. Надеюсь, что эти милые аббревиатуры нами еще не забыты). Поэтому дорога автору была ясна. Но, правды ради надо отметить, он не знал резиденцию нашего горкома комсомола. Ему объяснили знающие люди, что это там же, где горспорткомитет, только дальше.
      Итак, после третьей пары занятий, захватив вышеуказанные списки и уставы джаз-клубов, он пошел в инстанцию с милым названием "ГК ВЛКСМ". Хочется напомнить, а для тех, кто не знает объяснить, месторасположение этой организации. Это здание на улице Трефолева (сейчас там областная налоговая инспекция. Интересно, что такие организации сразу как-то облюбовали себе места в лучших зданиях города, а не в Брагино, например). Официально это называлось Ярославским горкомом партии (все-таки как хорошо мы жили: не надо было объяснять какой партии! Партия была одна и какая!). Позднее этот дом стал называться "старым горкомом", так как "новый" переехал в конце 70-х на улицу Советскую (сейчас там областной суд). Войдя во входную дверь, требовалось повернуть направо, потом налево по длинному коридору, в конце коридора, перед окном повернуть налево и сразу направо, и вы приемной ГК комсомола. Комнатка была маленькой, но с несколькими дверями, на которых были таблички. За машинкой девушка, она же секретарь (но не ГК, а технический). Спросила кого ему надо. А автор не знал, кто в горкомах отвечал за организацию джаз-клубов. Поэтому, произнеся несколько раз "ме…пе…ну…и т.п.", он услышал от девушки (про таких говорили, что работает на своем месте), что ему надо к Хрящеву. И какая радость, он увидел, что идти далеко не надо. Прямо перед носом дверь с вышеуказанной фамилией. Поэтому он открыл дверь, чтобы войти, дверь с табличкой "Хрящев". Чуть позднее мы узнали, что Владимир (теперь Никитич, раньше было без отчеств) Хрящев - второй секретарь ГК, то есть, занимающийся идеологическими вопросами. А культура, в том числе ее часть под названием искусство, как раз это и есть.
      Представился. Объяснился, зачем пришел. Он долго смотрел на принесенные списки и уставы клубов из других мест. (Сейчас понимаю, что этот приход был, мягко сказано, совсем из другого мира). Было добавлено, что мы собираемся провести второй концерт, где должны дать ответ людям, подписавшим желание на открытие джаз-клуба. Это совсем смутило Владимира. Пришли к консенсусу: мы пока готовим этот концерт, а он подумает, посоветуется. Потом встретимся и к чему-то придем.
      Вообщем, автору на первый взгляд он понравился, и с этими мыслями он вышел из здания (тогда он и в мыслях не мог себе представить, сколько сотен или более того раз, ему придется сюда приходить. Это о таких картина "Ходоки у Ленина"). Начал думать, где сделать второй концерт Студии традиционного джаза. Выбор пал на мединститут. Тем более, что по сравнению с другими вузами, у этого, как мы говорили выше, перед джазом были некоторые заслуги.
      Думаю, что этот эпизод тоже достоин внимания. Куда мы потратили 40 рублей? Не догадаетесь! Никуда! Мы с В.Сизовым договорились открыть счет в сберкассе на имя ведущего. Но, чтобы было все по честному, сберкнижку на хранение взял себе домой Кулиса. А на что тратить, мы решили, что само время нам подскажет это.
      Перед вторым концертом Кулиса и ведущий продолжили ход, сделанный ими перед первым. Иными словами, был установлен некий традиционный ритуал, без которого не начинался концерт. Они шли в ресторан "Ярославль" на проспекте Ленина (рядом с сидящей скульптурой вождя) и заказали грамм по 75 охлажденной водки под салат "Столичный" (пожалуй, самый популярный салат во всех ресторанах СССР). Уже после этого как-то легче выступалось с концертом. Итак, закончив необходимый ритуал, мы поехали в медицинский институт (корпус №5 на углу Чехова и Чкалова). Там было очень много студентов в громадной аудитории (удивительно не приспособленной под какие-либо концертные акции). Концерт по своей структуре и программе очень походил на предыдущий в ЯрГУ. Но у ведущего теперь была некая новая идея, кроме представления музыкантов и пьес: ему надо было развивать мысль о джаз-клубе дальше. И надо учесть, что на втором концерте были уже люди с первого. Прием был чудесный. И в конце концерта было "доложено" зрителям, что идея джаз-клуба не умерла, ищется реальный способ все узаконить, и было предложено собрать дополнительно подписи присутствующих - желающих открытию джаз-клуба в Ярославле (этот список также сохранился).
      Нам также были выданы такие же деньги за концерт. И мы их присоединили к предыдущим 40 рублям на нашем счету в сберкассе на улице Гражданской (или проспекте Октября?).
      И опять, как и в первый раз, на следующий день был поход в ГК ВЛКСМ. Только в этот раз не было проблем с нахождением этого адреса. Да и внутри его были уже какие-то знакомые лица, кроме В.Хрящева. В этот раз меня познакомили с первым секретарем ГК - Владимиром Гублевым. Очень приятный человек по своим манерам, и в дальнейшем мы убедились, что он большой дипломат. Чем-то напоминал (не внешне, конечно) японцев: старался на словах никому ни в чем не отказывать. И это уже было приятно. Правда, мы с ним имели контакт не более года. Далее он перешел на работу в другие структуры. И опять Владимир не смог нам дать четкий ответ на извечный вопрос: что делать? (Это уже теперь нам всем понятно, что во время своих встреч со старшими товарищами из ГК КПСС, ему давали рекомендации не очень-то нам идти навстречу).
      "Продолжайте делать концерты, а там что-то придумаем", - говорил В.Хрящев. И мы стали готовить третий концерт. Теперь уже в Актовом зале ЯГПИ им. К.Д.Ушинского. Зал находился на втором этаже здания, где также располагался биофак пединститута. Там была и сцена и кулисы, но зритель как-то не так нас принял. (То ли сказалось значительное присутствие в педе студентов из сельской местности, где и паспорта-то не так давно начали выдавать?) Вообщем в зале была достаточно прохладная атмосфера.
      Но за концерт нам тоже заплатили: 30 рублей. И мы их так же положили в сбербанк. Уже начали мечтать о проведении регулярных концертов. И о привлечении для участия в них и других ярославских ансамблей.
      А параллельно - бесконечные беседы в ГК ВПКСМ. Объяснения типа, что мы наши, советские. И Родину также любим.
      Вдруг где-то зимой в горкоме комсомола произошли кадровые изменения. Прежнее поколение руководителей выросло из молодежных штанишек, и было "избрано" (забавно как-то звучит это слово: ведь все понимали, что избрание очень формально, это было назначение "сверху") новое руководство. Это очень хорошо известный ярославским любителям джаза барабанщик Евгений Серенков (он стал вторым секретарем) и молодой энергичный парень с моторного завода Александр Сизов, занявший стул первого секретаря. Оглядываясь назад, понимаешь, как нам помог Бог в то время (кто-то может сказать, что случай, но это и есть первое). Не случись такому соединению быть…, но История не знает сослагательного наклонения!
      Итак, моя первая встреча тут же состоялась с Женей Серенковым после выборов. Он уже был в курсе наших последних деяний и даже посещал часть из наших акций. Но попросил меня еще раз его ввести в сегодняшние наши дела. Честно рассказав, что мы топчемся вроде на одном месте, Евгений, внимательно выслушав, сказал: "Пошли к Сизову".
      Войдя в соседний кабинет первого секретаря горкома Е.Серенков, буквально с порога высказал примерно следующее: "Саша, ты его знаешь? (В ответ утвердительный кивок головой). Надо утвердить их (т.е. джаз-клуба) Устав на бюро и пусть работают". На что Александр отреагировал почти моментально: "Готовь вопрос на ближайшее бюро (так назывался руководящий орган горкома ВЛКСМ)". От неожиданности, что так оказывается все быстро и несложно, мною были только произнесены бессвязные слова типа: "И это все так просто?!?!"
      Вернувшись в кабинет Серенкова, последний научил, что надо сделать. Итак, настал день заседания бюро ГК ВЛКСМ. Хотя я уже со всеми членами бюро во временами почти ежедневных походов к прежнему руководству был знаком или, по крайней мере, хотя бы здоровался, сегодня очень волновался: а вдруг опять кто-то что-то увидит не подходящее в предстоящей работе будущего джаз-клуба?
      Наш вопрос стоял не первым, но и не в "Разном". И вот настала очередь. Вхожу в комнату, напоминающую пенал. Сидят с серьезным видом члены бюро (тогда я и не догадывался, что мой не очень-то стандартный вопрос для их заседаний был неким свежим дуновением, не совсем уж прилетом марсиан, но где-то забавно-приятным). Я вешаю на стену структуру джаз-клуба (написанную на склейке из ватманских листов Георгием Медведевым). Потом Серенков, ответственный за "вопрос", вводит всех в курс дела (хотя у каждого проекты всех постановлений бюро лежат в папках перед глазами, выданные заранее). Жду каких-то вопросов. Что-то было задано просто так. Далее А.Сизов, как председатель данного органа, говорит, что "это все хорошо, в т.ч. и для воспитания молодого поколения города" и предлагает утвердить Устав Ярославского городского дж-клуба при ГК ВЛКСМ. Проголосовали единогласно. Вот с этого самого момента джаз стал легитимен (как сейчас говорят) в нашем Ярославле. А мы из неформалов превратились в формальную организацию (звучит не красиво, но зато грамотно: формальная - значит законно оформленная!).
      Я уже потом узнал, что за это быстрое наше утверждение, Александра Сизова "слегка пожурили" старшие братья из ГК КПСС. Но поезд уже ушел.
[20.11.00] [автор: Гаврилов И.В.]
Предыдущая статья Архив статей Следующая статья >
Генеральные
Департамент культуры и туризма Ярославской области
Мэрия города Ярославля
Джазовый центр
Ярославское джазовое сообщество
Информационная поддержка
On-line партнеры
Джаз в России
Copyright:
Email:
Телефон:
© 2001 Jazz Center
root@jazz.yar.ru
(0852)72-96-28
Карта сервера
Главная страница
Сайт создан в системе uCoz